Трудный возраст: почему «молодость не думает, как правильно одеваться»

О том, почему молодежные принципы составления комплекта побеждают, объясняет стилист и автор блога Vanda Style Ванда Вонг.

Так совпало, что сначала я посмотрела лекцию о моде и кино, потом рекомендованный в лекции фильм (в российском переводе называется «Я, Кристиана») про очень юных берлинских наркоманов 1970-х годов, а сразу после фильма открыла спецвыпуск Art in Vogue (он сейчас в продаже, очень рекомендую). Казалось бы, где здесь связь? А она оказалась в наличии, да еще как.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В лекции говорилось, что фильм до сих пор имеет огромное влияние на моду, например, в такой стилистике снята как минимум одна рекламная кампания Gucci (это не говоря уже о блестящих бомберах, которые, конечно, не H&M вместе с Zara изобрели).

Но я смотрела не на бомберы и расклешенные брюки (70-е же). Несколько раз 14-летняя героиня переобувалась для похода на дискотеку следующим образом: снимала кроссовки, а на теплые полосатые носки (самые простые, можно сказать, детские) надевала одолженные у мамы туфли. Туфли не отличались особенной красотой, носки тем более. Все вместе смотрелось диковато.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И я все думала, как интересно получается. Девочка думает не о том, чтобы в точности повторить взрослый образ, чем очень грешили в юные годы я и тысячи школьниц, не включенных ни в одну подростковую субкультуру, которые, хочешь или нет, а формируют некую эстетику. Тогда мы всего лишь хотели поскорее начать нравиться мальчикам и походить на экранных роковых красавиц, поэтому копировали условный образ взрослой сексуальной женщины, каким он был в России в 90-е: мини-юбка, блузка, можно жакет, если он длиннее юбки – отлично, обувь на каблуках, блестящие колготки, «поставленная» челка, коричневые тени (пока завуч не вывел из класса и не заставил умываться).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Героине фильма не нужно всего этого. Ей достаточно одного атрибута взрослой женщины – туфель. И знаете, почему она их натягивает на носки, носит не юбку, а джинсы, не пальто, а бомбер, и ведать не ведает, что такое пуш-ап? Потому что такая и должна быть молодость. Молодость не думает, как правильно. Не думает, как надо. Она берет фрагменты, куски взрослой жизни и сочетает их совершенно произвольно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Долгое время алгоритм западноевропейской жизни был таким: беззаботное (это у кого как, но тем не менее) детство — бунтарская юность (автостоп, музыкальные фестивали, путешествия с долларом в кармане, эксперименты с наркотиками и алкоголем) – возвращение в русло социально одобряемого поведения (образование, работа, карьера) – размеренная ответственная взрослая жизнь (ипотека, дети, венец карьеры в виде уважаемой должности) – почтенная старость (жизнь благополучного рантье, круизы по Средиземноморью). Мода следовала в том же фарватере. Панки, хиппи, готы в экзотических нарядах копошились положенные лет пять в Берлинских сквотах, тусовались в трущобах Нью-Йорка, валялись в непотребном виде под заборами в Лондоне. Потом кто-то умирал молодым, а кто-то завязывал с «ошибками юности» и переодевался в другие костюмы, возможно, даже дизайнерские. Мода молодых бунтарей оставалась модой молодых бунтарей. Не очень бунтующая девочка хотела походить не на сумасшедшего панка с зеленым ирокезом, а на привлекательную мамину подругу (ну или маму, сестру, как угодно).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И тут мы подходим к журналу Art in Vogue. В нем я увидела все те же туфли, надетые на носки. Только это уже единый продукт. И это реклама Fendi.

И это и есть объяснение всей современной моды сразу: теперь мода молодых – это и есть мода. Она больше не сидит в загончике, попираемая классическим костюмом Armani или Chanel. Она всюду. И человек, желающий одеваться современно, теперь должен одеваться так, как когда-то могла позволить себе одеваться только праздношатающаяся молодежь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему так? По многим причинам. Глобализация и доступ к интернету не только смешали все субкультуры, народные традиции и марки одежды в одном большом котле, из которого мы теперь вынимаем то смесь готического викторианского образа, замешанную с китайским имперским стилем, то «испачканные» позолотой ботильоны Vetements. Они же открыли доступ к деньгам и успеху поколению 20- и 30-летних. Уже не нужно сорок лет смиренно делать карьеру в одной компании, чтобы прийти к успеху и заработать на двубортное шерстяное пальто от лондонских портных. Можно в 20 лет придумать стартап, а в 30 ходить в серой толстовке, будучи мультимиллиардером. И весь мир будет подражать уже не идеально скроенному костюму, а этой самой мятой толстовке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Молодость побеждает и в экономике (а вы думаете, зачем все бренды, как сумасшедшие, изучают, что же нравится поколению миллениалов, и стремятся угодить их вкусам), и в образе мыслей. Сейчас главное — не сформировать одну точку зрения и умереть с ней, а как можно дольше не костенеть в своих мыслях. Изучать новое до старости, получать образование в 70 лет. Проявлять широту взглядов, исследовать возможности. Менять место жительства, карьеру, партнеров. Такое ведь раньше считалось делом молодых. А теперь это дело всех. И все мы, таким образом, вечно молодые. Хотим мы того или нет.

Ванда Вонг, автор блога Vandastyle

Материал впервые опубликован на Cosmo.ru 12 января 2018 года