Печатная версия

Татьяна Полякова, консультант по светскому и деловому общению, знает, что такое хорошо и что такое плохо. И нам рассказывает!
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Онлайн-этикет – тема для изучения новая. Один москвич в Нью-Йорке как-то с удивлением рассказал, что встретившаяся молодая визави так много знала о нем уже на первой встрече. «Я ей еще визитки не дал, а она уже все прогуглила». Он доверил мне личную переписку: дотошному мужчине нужно было разобраться, что значит Х, ХХ и даже ХХХХХ в конце ее сообщений. «Каждый раз по-разному... – растерянно сказал он. – После первой встречи стоял один Х, а потом почему-то целых пять...» Я его обрадовала. Система следующая: один знак Х в конце сообщения – «люблю». И лишь самым близким. Тем, с кем целуются не сухим поцелуем мимо щеки, а в губы. ХХ – а может быть и Xx, и хХ – неформальная дружеская симпатия. Вышестоящему лицу, начальнику и клиенту – никогда! Только друзьям. A ХХХХХ означает восторг, комплимент и расценивается как ни к чему не обязывающее признание, что вы – лучший! Еще есть ХОХО. И если знак Х должен символизировать целующихся людей, то О – обнимающихся. Соответственно, ХОХО = «целую и обнимаю
несколько раз».
Еще 20 лет назад родители сообщали о помолвке детей на страницах воскресного приложения к главной газете города, а теперь об этом узнают из Facebook (Социальная сеть признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации). И выкладывают пост не родители, а сами молодожены. И глагол «постить» получил современное значение «сообщать». А во времена Даля посты соблюдали. К словарям толковым добавился словарь компьютерного сленга. И появился тот самый интернет-язык.
Недавно в поздравлениях к посту о помолвке я прочла: LOL! Поняла, что пишет взрослый человек, потому что в 80-е LOL расшифровывалось как Lots of Love. CМС-сообщения стоили дорого, каждая буква ценилась в прямом смысле слова, и свое распространение получали подобные акронимы. Но все развивается, и появляются одинаковые слова-сокращения, несущие разный смысл. И сегодня LOL = Laughing Out Loud. Что же автор делал – отправлял слова любви или хохотал от новости о свадьбе? С этим стоит быть осторожным. Как в моем случае со значением смайликов. Они мне улыбаются, я же их побаиваюсь. Боюсь поставить не тот и не туда. И не тому.
Не люблю «фaстфуд-сообщения», запиханные в мессенджеры в виде обращений-предложений. Это от чего? От нежелания писать письмо? От желания инициировать и буквально вырвать мгновенный ответ? Или еще: как защититься от ненавистных голосовых сообщений в WhatsApp, содержащих, как правило, шипящую и совершенно не срочную информацию. Ни по какому кодовому слову или поисковику их не расшифруешь.Получается, мусор? Уж лучше и правда писать... Или задать вопрос – удобно ли разговаривать
и можно ли позвонить? Это норма. А не современное «я решил позвонить, так как долго писать»...
Правила оформления корреспонденции все те же, что и раньше: представление, обращение, обязательна вводная светская фраза, выражение надежды, фраза про то, что давно не виделись (читай: не писали друг другу), дальше суть темы, утверждение, подтверждение, просьба или сообщение и затем снова светская фраза-пожелание. Те же правила, что и в структуре устного сообщения. Я называю это «моделью дорогой конфеты ручной работы». Их, как известно, всегда обертывают в фольгу и красивую качественную бумагу. Так же и с сообщением: разворачиваем, добираемся до «тела» и темы, не пробуем на вкус, доходим до сути и, завершив, снова сворачиваем фантик.
Естественно, неправильно выбранный и неверно оформленный формат приводит к негативному ответу. Пример? От грамотно составленного и оформленного приглашения зависит успех всего мероприятия. Как позовешь гостей, так все и пройдет. Не правда ли? Неслучайно первое приглашение save the date – своеобразное предприглашение – отправляют в электронном виде. Для скорости и удобства. А уже потом бумажно-конвертный оригинал на адрес почтовый. То же и с обращением в сетях. Пусть сначала будет предобращение или вопрос об имейле, куда написать. Такое уведомление. С последующей пометкой, что письмо ушло. И что «будете рады получить ответ». По правилам ответ на любое письмо – как и благодарность за присланный букет, подарок, оказанный жест – должен быть получен в течение 24 или 36 часов. Лишние полдня добавляются в случае переплетения часовых поясов и континентов. И время, и часы чрезвычайно важны в онлайн-перепискe. Врачи предостерегают и просят держать гаджеты на расстоянии 150 см от тела, а ночью – в соседнем помещении. И на это мне хочется ввести даже не правило, а моду – она, как известно, распространится куда быстрее! А еще – напомнить тем, кто пишет в личное время, после 20.00 и до 09.30, что когда-то существовало понятие banking hours, рабочие часы.
Но мы живем во времена online banking. И как теперь защититься от переписки 24/7? Кто и когда введет официальный онлайн-ЗОЖ или ЗООО (здоровый образ онлайн-общения)? Параграф о конфиденциальности уже есть, теперь стоит вспомнить о личном времени. И о частной жизни. Какое счастье, что у большинства населения она по-прежнему происходит офлайн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Татьяна Полякова, консультант по светскому и деловому общению,
Татьяна Полякова, консультант по светскому и деловому общению,


t.polyakova@imedia.ru